|
Воспитательная программа
27.10.2016
Общее назначение программы в любой профессиональной сфере — выполнение того, что становится фактором создания профессионального продукта. Назначение программы воспитания — предвидение желательного и возможного образа человека, востребуемого современной культурой, путем выделения существенных ключевых отношений к окружающему миру, которые играют роль жизне- и личностно-определяющего фактора для формирующегося человека. Можно сказать, что программа есть некий гарант созидания педагогического профессионального продукта именно потому, что человека как системное образование определяет не совокупность качеств, а иерархия отношений к миру.
Разумеется, помимо содержательного назначения программа обеспечивает процессуальную сторону профессиональной работы педагога: она служит своеобразными вехами профессиональной дороги, отмечая этапы и частные достижения (новообразования), при этом содействуя очень важному для профессионала осознанию продуктивности своей деятельности, удовлетворенности своим трудом. Беепрограммность чревата как бессмысленностью профессиональной активности педагога, так и психологическими отклонениями личности профессионала (истерия, невротизм, психопатия, немотивированная агрессивность, депрессия).
Определить и описать содержание воспитания и работать соответственно программе — значит представить залог оптимальности профессионального труда: делать только то, что необходимо и что является достаточным для достижения пели. Границы необходимого и достаточного, в свою очередь, обеспечивают свободное время специалиста и сохраняют силы и способности для профессионального совершенствования (можно пережить низкую зарплату, но нельзя смириться с ролью Сизифа).